Фото 9 канала |
Мировой суд Иерусалима обязал русскоязычного блоггера Александра Х. выплатить компенсацию в размере 30,000 шекелей (плюс судебные издержки и 5,000 шекелей издержек на защиту) адвокату Ави Аптекману за моральный ущерб, нанесенный адвокату негативной рецензией на его выступление в эфире 9 телеканала.
Адвокат Аптекман требовал от Александра компенсации в размере 350,000 шекелей, доказывая, что рецензия Х., написанная в насмешливом и оскорбительном тоне, не только причинила ему тяжкие душевные страдания, но и нанесла серьезный долговременный ущерб его профессиональной репутации, лишив адвоката десятков потенциальных клиентов. Во время судебного разбирательства адвокат Аптекман заявил, что «каждое дело об урегулировании гражданского статуса, которое ему не досталось, причиняет ему ущерб в сумме 35-50 тысяч шекелей».
Текст, ставший поводом для судебного иска, был написан в 2009 году и размещен в сообществе 9 телеканала и в личном блоге Х. Как только пошли комментарии в сообществе, Александр Х. убрал текст и изъял из поста в собственном личном блоге наиболее резкие эпитеты — а затем уничтожил и его. Как было установлено в ходе слушаний, оскорбительный для адвоката текст провисел в открытом доступе очень недолго, и видеть его могли не более нескольких десятков или, самое большее, сотни-другой человек. Тем не менее блоггер суд проиграл.
Дело разбирала заместитель председателя иерусалимского мирового суда Хагит Мак-Калманович (к слову, именно она назначена председателем судебной коллегии, которая будет судить экс-министра иностранных дел Авигдора Либермана). Судья постановила, что текст, размещенный блоггером Х. на форуме 9 телеканала и в его личном блоге в ЖЖ, «несомненно, представляет собой злословие», так как ответчик назвал адвоката «безграмотным» и высказал мнение, что 9 телеканалу стоило бы приглашать его в развлекательные передачи в качестве клоуна.
Все доводы, представленные адвокатом ответчика в его защиту, судья отвергла. Чтение судебного вердикта дает очень ясное представление о практике судебного применения нормы израильского права, предусматривающей ответственность за «злословие» («лашон а-ра»), и этот документ настоятельно рекомендуется прочесть всем, кто высказывает в интернет-пространстве свои мнения о чьих бы то ни было личных и профессиональных качествах.
Израильское законодательство предусматривает ряд обстоятельств, освобождающих от ответственности авторов критических текстов, могущих оскорбить честь и достоинство другого человека.
Во-первых, из-под действия закона выводятся публичные персоны (политики, общественные деятели), свобода критики которых представляет приоритетный общественный интерес. Адвокат к таким персонам не относится и является частным лицом.
Во-вторых, не считаются противозаконными критические (в том числе и весьма резкие) оценки любых произведений, вынесенных авторами на суд публики. Судья признала, что публичное выступление адвоката по телевидению попадает в эту категорию, и критическая рецензия на такое выступление защищена принципом свободы слова. Однако данное правило действует лишь в тех случаях, когда автор рецензии действовал без заведомого злого умысла, «от чистого сердца» «бе-том лев». Это очень размытый критерий, дающий судье большую свободу интерпретации, — и судья Мак-Калманович постановила не в пользу блоггера.
В третьих, не подлежат наказанию критические выступления, в которых сообщается правда о критикуемом – но лишь в том случае, если эта правдивая информация представляет общественный интерес. Например, правдивое сообщение о плохом запахе изо рта вашего соседа общественного интереса не представляет, и потому может стать основанием для судебного иска.
Судья Мак-Калманович решила, что информация о профессиональной компетентности адвоката Аптекмана общественный интерес представляет – но отклонила предложенные ответчиком доказательства того, что он, публикуя свой текст, действительно имел веские основания считать истца некомпетентным адвокатом. Представленные выдержки из обсуждений в интернете, содержащие отрицательные отзывы о работе адвоката, не помогли — судья сочла, что ответчик представил лишь выборочные данные и, кроме того,«не исключила», что Александр Х. познакомился с этими материалами не до того, как написал свой пост, а лишь пост-фактум, готовясь к суду.
В итоге, хотя судья сочла материальные претензии адвоката необоснованно завышенными и не усмотрела в исковом заявлении никаких доказательств нанесенного Аптекману материального вреда (да и моральный вред, как отмечается в вердикте, был минимальным) — она присудила адвокату солидную компенсацию за один только моральный ущерб. Судья Мак-Калманович заявила, что решила показательно наказать русскоязычного блоггера «с воспитательной целью», так как «он слишком легко стучал по клавиатуре и причинил вред истцу».
Чтобы расплатиться с оскорбленным адвокатом, блоггер, по его словам, вынужден был не только снять с банковского счета все накопленные сбережения, но и обратиться за помощью к друзьям по Livejournal.
Сейчас адвокат Аптекман готовит иск против другого блоггера, оставившего комментарий в блоге Александра Х. Несмотря на то, что в данном комментарии вообще не указано имя негативно оцененной персоны, адвокат требует от блоггера выплатить ему 150,000 шекелей, угрожая в противном случае передать дело в суд. В разговоре с редакцией NEWS.israelinfo.ru г-н Аптекман подтвердил серьезность своего намерения добиваться денежной компенсации и от этого блоггера.
История вызвала большой резонанс в русскоязычном интернет-пространстве. Большинство комментаторов считает, что судебное преследование за нелестные комментарии в интернете представляют серьезную угрозу для свободы слова, и адвокат Аптекман ведет себя неэтично. Некоторые уверены, что его действия – повод для обращения в комиссию по адвокатской этике.
Сам адвокат так не считает. На просьбу о комментарии он ответил следующим текстом (публикуем ответ, исключив из него личные нападки на ответчика Александра Х.):
«Если бы иск против Х. был необоснованным, его бы отклонил суд, + Х. был представлен адвокатами (не одним, а несколькими) что говорит о том, что суд велся на равных.
Именно судья решает, принимать ли иск и накладывать ли штраф или нет, а не адвокат, адвокат только доводит до сведения суда своё видение иска и уведомляет о нарушении закона.
Поэтому любой, кто считает, что свобода слова это свобода хамить, оскорблять и свобода нарушать закон, ошибается. Это так, по моему мнению, по мнению законодателя и, по мнению судов (в Израиле). Даже на русском языке.
Мы все на словах за правовое государство. Но вот оказывается, что иногда хочется, чтобы оно было немножко не правовым. Судья плохой, масахнаса плохая, БЛ плохой, закон плохой, всё это очень хорошая идея».
По материалам Israelinfo